Нема мудріших
Ніж народ, учителів.
У нього кожне слово-
Це перлина…
М. Рильський
Методическая проблема: Формирование жизненных компетентностей обучающихся на уроках украинского языка и литературы средствами интерактивных технологий.
Педагогическое кредо: «Требовательность к обучающимся в сочетании с уважением к их личностям»
Актуальность: сейчас передо мной, учителем филологии, стоит нелегкий вопрос: как сделать, чтобы урок был радостным и интересным для обучающихся, чтоб раскрыл творческий потенциал личности, поставил в ситуаци морального выбора и принятия самостоятельного решения? Я считаю, что этого можна достичь только тогда, когда учитель-словесник найдет пути эффективнейшего достижения цели обучения и приемов оптимизации учебного процесса, изменив сам подход к достижению знаний по языку и литературе.
Неудивительно, что именно интерактивные технологии обучения нынче наиболее эффективные. Инновационный подход обеспечивает позитивную мотивацию приобретения знаний, активное функционирование интеллектуальных и волевых сфер, дает ощущение в необходимости самообразования, формирует стойкий интерес к предмету, способствует развитию творческой личности. Я, как учитель, должна проникаться эффективностью собственного и ученического сотрудничества и искать основы успешного взаимодействия. А проектируя урок, включая в его структуру тот или другой элемент, не забывать задавать себе вопрос: Зачем я это делаю? Достигну ли поставленной цели?
Для себя давно решила, исходя из многолетнего опыта работы, что однотипность уроков понижает ученическую активность притупляет внимание.
Нестандартные уроки—это не самоцель, а органический стиль обучения. Однообразие утомляет. Урок должен быть эффективным, оптимальным по структуре. Требования к современному уроку—интеграциязнаний с разных предметов. Прежде всего-потребность учащихся в знаниях, самоутверждении, творчестве, эмоциональном наслаждении, общении, труде, самостоятельности, теоретическом и практическом вооружении, игре, то есть самореализации. Этот этап урока американские педагоги называют рефлексией (фаза урока, на протяжении которой обучающиеся осмысливают открытые и осознанные ими на занятиях идеи; в это время они спрашивают, интерпретируют, применяют, спорят, дискутируют, меняют и расширяют полученные знания.
На уроках использую интерактивные методы:
- Работа в маленьких группах—в парах, два, четыре, все вместе, сменные тройки, перекрестные группы, карусель, аквариум, проектная работа, ты-мне, я-тебе, круг идей;
- Фронтальная работа—работа всего класса: круг знаний, микрофон, мозговой штурм, обучаясь—учусь, пилка, кейс-метод, дерево решений ,будьте бдительными, паутинка слов, загадки-шутки;
- Дискуссионное обучение—публичное обсуждение вопроса—пирамида, ток-шоу, дебаты, незаконченная цепочка;
- Игровое обучение—привлечение к игре: ролевая игра, упрощенное судебное заседание, урок-путешествие, урок-сказка, урок-турнир, урок-экскурсия, урок конкурс, урок встреча, имитация, плюс-минус, ты-стилист, найди слово, по следам собственных ошибок, лингвоэстафета, языковой литературный аукцион, установи соответствие, литературные иллюстрации, авторство и т. д.
Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий . Сегодня не должно быть такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: “Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?”И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Обобщая , можно сказать , что внедрение инновационных методов значительно улучшает качество презентации учебного материала и эффективность его усвоения обучающимися , обогащает содержание образовательного процесса , повышает мотивацию к изучению украинского языка, создает условия для более тесного сотрудничества между преподавателями и обучающимися .